Романюк, Александра. В каждый двор по три высотки

Романюк, Александра. В каждый двор - по три высотки! : в скором времени в Киеве, похоже, будут строить только жилые дома : [в т. ч. в Деснянском р-не] // Газета по-киевски. - 2010. - 22 июл. (№ 135). - С. 2-3.
 
В каждый двор по три высотки

В скором времени в Киеве, похоже, будут строить только жилые дома.

Для зеленых зон, больниц и школ, новых дорог места практически не останется

Киев уже три года живет фактически без генерального плана. Авторов действующего Генплана - институт «Киевгенплан» - команда Черновецкого в 2008 году отстранила отдел, передав функции разработчиков генплана КО «Центр градостроительства и архитектуры». Директор института «Киевгенплан», заслуженный архитектор Украины Владимир Чекмарев молчал три года. Молчал, потому что, по его словам, не хотел навредить делу, которому отдал 30 лет своей жизни, - развитию Киева. Но когда «преемники» представили на суд общественности первые результаты своего труда - Концепцию нового генплана, решил прервать молчание.

-  В Концепции закладывается основная идея, стратегия развития города, а на второй стадии, на стадии генплана, уже только уточняются отдельные положения. Поэтому именно при работе над Концепцией важно не ошибиться, а мы, кажется, имеем дело именно с ошибочными предложениями по стратегии развития Киева.

- В чем именно, на ваш взгляд, состоит ошибка?

-  Киев хотят, как удавкой, стянуть городской чертой. В дополнение к имеющимся 58 млн кв. м жилья предлагается построить еще 42 млн кв. м, т. е. увеличить город практически в два раза! Если эти планы будут реализованы, под застройку попадут почти все резервы территорий -не только промзоны, не останется практически зеленых зон, мест для развития транспортной инфраструктуры. А ведь людям, которым предложат жить в этих домах, нужно будет где-то работать, где-то отдыхать... Ни о каком устойчивом развитии Киева говорить уже не придется.

- А что такое «устойчивое развитие»?

-  Впервые определение устойчивого развития прозвучало в 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию городов и стало основным принципом при разработке генпланов для градостроителей всего мира. Проще говоря, это такое комплексное развитие города, при котором дети должны жить не хуже родителей. А что мы видим в Концепции? Уплотнение жилых районов, пломбирование кварталов, застройку прибрежных территорий и зеленых зон. Это не Концепция развития, а планы по размещению жилья до 2025 года в нарушение действующего законодательства!

Вообще, если поставить рядом опорный план города (отображающий существующее положение) и Концепцию нового генплана, сразу можно понять: разработчики показывают план существующего города с узакониванием площадок, не согласованных с институтом «Киевгенплан», но отведенных решениями Киевсовета, вопреки положениям действующего Генплана-2020.

-  Разработчики утверждали, что но-

вый генплан нужен, в частности, потому, что в действующем неправильно рассчитано количество населения.

- А какие цифры положены в основу нового? В 2008 году авторы утверждали, что в Киеве не менее 5 млн жителей. Сегодня они приводят цифру практически вдвое меньше - 2 млн 724 тыс. человек. И она уже не намного отличается от той, на которой базировались расчеты нашего Генплана - 2,63 млн по переписи 2000 года. Есть подозрения, что такая сумасшедшая первоначальная цифра нужна была только для того, чтобы как-то обосновать необходимость разработать новый генплан.

- Но, помнится, 5 млн у разработчиков получалось вместе с временным населением?

- Генплан разрабатывается для постоянного населения. А вместе с иногородними и мы давали в проектных границах генплана цифру 4,5 млн человек.

Ошибочны, на мой взгляд, и прогнозы. К 2025 году авторы обещают уже свыше 3,3 млн жителей - плюс 700 тыс. населения! Наш Генплан за 15 лет прогнозировал прирост всего на 200 тыс. Авторы Концепции планируют строить каждый год по 2,5-3 млн кв. м жилья - втрое больше, чем строится сейчас! Возникает вопрос: какими же темпами необходимо тогда строить школы, детские сады, поликлиники, прокладывать инженерные сети? В нашем Генплане мы увязывали темпы строительства жилья и социальных объектов. Но и то 90% наших планов сегодня не реализуется. А если объемы строительства жилья возрастут втрое?.. Опять, как всегда, будем молчать о комплексности застройки?

- Сегодня в Киеве и так невозможно проехать без пробок. Если же предположить, что во всех жилых домах, которые планируется построить, будут жить люди, в городе, похоже, станет совсем тесно...

-  80% магистралей и транспортных узлов, особенно в центральной части города, действительно работают на пределе пропускной способности. Из первоочередных мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, которые мы разработали, не выполнено 99%! А в новой Концепции вообще не заложено программы совершенствования транспортной инфраструктуры. Нет перспективных схем транспорта, расчетов транспортных и пассажирских потоков. А протяженность линий метро даже меньше, чем в нашем Генплане. В Европе считается, что мегаполису нужно 40- 50 км на миллион населения. У нас предполагалось 40 км на миллион. А они планируют к 2025 году всего 29 км на миллион. Да сегодня уже 24 км!

- Может, прогнозируют, что на метро и в ближайшие 15 лет не будет хватать денег?

-  Нет денег? И при этом они рисуют вместо мостов и линий метрополитена туннели. Например, на Троещине, где можно пройти мостом, который дешевле, зачем строить туннель? Чтоб иметь лишний проект и выбить для него деньги? И таких примеров в Концепции можно найти много.

Еще обращу внимание: авторы Концепции плакатно говорят об уменьшении дисбаланса между расселением людей и

местами приложения их труда, а сами предлагают застроить жильем 280 па про-мышленно-коммунальных территорий Троещины, где мы планировали разместить предприятия, на которых могли бы работать жители левого берега, чтоб не ездить ежедневно на правый. Район лишится территорий для размещения трамвайного и троллейбусного депо, автопарка и т.д. Сейчас на Троещине проживает 3521 тыс. человек, а согласно новой концепции, там хотят поселить еще 140-150 тыс. жителей. Это будет гигантский муравейник, население которого невозможно будет вывезти на правый берег. Не помогут даже 2 или 3 новых моста, которые «запланированы» Концепцией. Тем более, что с момента застройки Троещины не смогли еще построить и одного моста. В то же время на фоне массовой застройки инженерная инфраструктура (энерго- и водопроводные сети, канализация) фактически не увеличивается, а значит, колоссально возрастет нагрузка на имеющиеся сети, и они просто не выдержат.

- А вы предлагали строить жилье в основном в пригородах?

- Нет. 18 млн кв. м жилья мы размещали в городе, а 8 млн - в ближайшем пригороде (Петропавловская Борщаговка, Чайка, Вышгород, Ходосовка). Город не может развиваться, будучи изолированным от пригородной зоны. Киев же не пылесос, чтобы постоянно втягивать в себя новые здания и людей! Мы в Генплане предусматривали расширение границ Киева, ввели понятие «столичный округ». Это не значит, что мы забираем территорию -просто решаем вопросы совместно.

Вообще, когда я слышу, что Киев отказывается развиваться за счет территории области, я смеюсь. Скажите, а где мы будем размещать аэропорты, зоны отдыха, технопарки, мусороперерабатывающие заводы, кладбища?

Пора отказаться и от застройки свободных внутриквартальных территорий. Нужно выходить за границы Киева. А настраивать в городе такое количество жилья, как задумано, не нужно. К тому же цифры у разработчиков постоянно «пляшут». То они хотят построить 38 млн кв. м жилья, то 49. Мало того, в одном варианте показывают дома в парковой зоне Троещины на берегу Десенки, в другом - не показывают. Каждый раз киевляне видят разные чертежи. А где окончательный вариант?

Но главный вопрос - зачем разрабатывать генплан сегодня? Следует прежде всего прекратить нарушать действующий Генплан, вести контроль за его реализацией и не игнорировать решения директивных органов. Ведь Кабмин четко показал, что считает целесообразным для Киева не разрабатывать новый генплан, а вести работу над действующим. 7 апреля вышло распоряжение правительства с требованием скорректировать Генплан-2020, реализация которого совершенно не проводилась. Надо проанализировать то, что делали, и доделать то, что не было сделано по плану до 2010 года. Надеюсь, новое руководство Киева разберется в этом вопросе и сделает выводы. Иначе Киеву грозит экологический, транспортный и инженерный коллапс, а это уже вопрос безопасности киевлян.

ДОРОГИ И ТРАНСПОРТ

Как должен был обновляться Киев по Генплану

2008 год

■ Должны были достроить участок Окружной дороги от Минского шоссе до ул. Богатырской

■ Должны были закончить новую транспортную развязку на Московской пл.

2009 год

■ Должны были построить Подольский мост от ул. Межигорской до б-ра Перова

I Должны были пустить трамвай от пр.

Отрадного до ул. Симиренко I Должны были пустить троллейбусы по

ул. Трутенко и Акад. Вильямса (от

Амурской пл.)

2010 год

■ Должны были расширить Шулявский мост

■ Должны были построить второй Жу-лянский путепровод

I Должны были закончить строительство многоуровневых транспортных развязок на Почтовой пл., на Ленинградской пл., на пересечении пр. Ватутина с пр. Маяковского

■ Должны были обновить полотно, ограждение, станции и вагоны скоростного трамвая от ул. Старовокзальной до Кольцевой дороги и до ул. Симиренко

■ Должны были пустить трамвай от ул. Пражской до ул. Бориспольской (часть пути-в туннеле)

■ Должны были открыть троллейбусные маршруты по Харьковскому шоссе, по ул. Привокзальной и от Ленинградской пл. до Дарницкого ж/д вокзала

Что уже должно было строиться:

■ Новая Окружная дорога - 2 года

■ Расширение Большой Окружной дороги до 8-10 полос-2 года

■ Расширение пр. Московского до 8 полос - 2 года

■ Строительство путепровода от пр. Отрадного до ул. Народного Ополчения - 2 года

Куда не поехало метро

Должно было начаться строительство шести станций метро на Троещину (Левобережная линия) от ст. «Милославская» до ст. «Пр. Ватутина». Срок - 3 года

В 2010 году должен был открыться вход на ст. «Львівська брама»

В 2010 году должны были сделать второй выход на ст. м. «Вокзальная»

Должно было начаться строительство пяти станций метро наТроещину

(Подольско-Воскресенская линия), от ст. «Глыбочицкая» до ст. «Радужная». Срок - 3 года

Три новые станции метро Куреневско-Красноармейской линии

(«Демеевская», «Голосеевская», «Васильковская») должны были открыть в 2009 году

В 2010 году должны были начать строительство трех станций метро от ст. «Васильковская» до ст. «Теремки». Срок строительства - 3 года

СКОЛЬКО ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПОСТРОИТЬ С 2001 ПО 2010 ГОД И СКОЛЬКО ПОСТРОИЛИ...

...детских садов

На 8217 мест (это около 26 крупных детсадов по 320 мест). Построили на 1530 мест (5 детсадов).

План выполнен на 19%.

...школ

На 32 400 мест (19 крупных школ на 1700 учеников). Построили на 8660 мест (5 школ).

План выполнен на 27%.

...поликлиник

На 9400 посещений. Построено на 3465 посещений.

План выполнен на 37%.

...больниц

На2510койко-мест. Построено на 800 койко-мест.

План выполнен на 32%.

Александра Р0МАНЮК

 
 
Знайшли помилку у тексті?
Будь ласка, виділіть її  та натисніть Ctrl + Enter