Романюк, Александра. В каждый двор по три высотки
В скором времени в Киеве, похоже, будут строить только жилые дома.
Для зеленых зон, больниц и школ, новых дорог места практически не останется
Киев уже три года живет фактически без генерального плана. Авторов действующего Генплана - институт «Киевгенплан» - команда Черновецкого в 2008 году отстранила отдел, передав функции разработчиков генплана КО «Центр градостроительства и архитектуры». Директор института «Киевгенплан», заслуженный архитектор Украины Владимир Чекмарев молчал три года. Молчал, потому что, по его словам, не хотел навредить делу, которому отдал 30 лет своей жизни, - развитию Киева. Но когда «преемники» представили на суд общественности первые результаты своего труда - Концепцию нового генплана, решил прервать молчание.
- В Концепции закладывается основная идея, стратегия развития города, а на второй стадии, на стадии генплана, уже только уточняются отдельные положения. Поэтому именно при работе над Концепцией важно не ошибиться, а мы, кажется, имеем дело именно с ошибочными предложениями по стратегии развития Киева.
- В чем именно, на ваш взгляд, состоит ошибка?
- Киев хотят, как удавкой, стянуть городской чертой. В дополнение к имеющимся 58 млн кв. м жилья предлагается построить еще 42 млн кв. м, т. е. увеличить город практически в два раза! Если эти планы будут реализованы, под застройку попадут почти все резервы территорий -не только промзоны, не останется практически зеленых зон, мест для развития транспортной инфраструктуры. А ведь людям, которым предложат жить в этих домах, нужно будет где-то работать, где-то отдыхать... Ни о каком устойчивом развитии Киева говорить уже не придется.
- А что такое «устойчивое развитие»?
- Впервые определение устойчивого развития прозвучало в 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию городов и стало основным принципом при разработке генпланов для градостроителей всего мира. Проще говоря, это такое комплексное развитие города, при котором дети должны жить не хуже родителей. А что мы видим в Концепции? Уплотнение жилых районов, пломбирование кварталов, застройку прибрежных территорий и зеленых зон. Это не Концепция развития, а планы по размещению жилья до 2025 года в нарушение действующего законодательства!
Вообще, если поставить рядом опорный план города (отображающий существующее положение) и Концепцию нового генплана, сразу можно понять: разработчики показывают план существующего города с узакониванием площадок, не согласованных с институтом «Киевгенплан», но отведенных решениями Киевсовета, вопреки положениям действующего Генплана-2020.
- Разработчики утверждали, что но-
вый генплан нужен, в частности, потому, что в действующем неправильно рассчитано количество населения.
- А какие цифры положены в основу нового? В 2008 году авторы утверждали, что в Киеве не менее 5 млн жителей. Сегодня они приводят цифру практически вдвое меньше - 2 млн 724 тыс. человек. И она уже не намного отличается от той, на которой базировались расчеты нашего Генплана - 2,63 млн по переписи 2000 года. Есть подозрения, что такая сумасшедшая первоначальная цифра нужна была только для того, чтобы как-то обосновать необходимость разработать новый генплан.
- Но, помнится, 5 млн у разработчиков получалось вместе с временным населением?
- Генплан разрабатывается для постоянного населения. А вместе с иногородними и мы давали в проектных границах генплана цифру 4,5 млн человек.
Ошибочны, на мой взгляд, и прогнозы. К 2025 году авторы обещают уже свыше 3,3 млн жителей - плюс 700 тыс. населения! Наш Генплан за 15 лет прогнозировал прирост всего на 200 тыс. Авторы Концепции планируют строить каждый год по 2,5-3 млн кв. м жилья - втрое больше, чем строится сейчас! Возникает вопрос: какими же темпами необходимо тогда строить школы, детские сады, поликлиники, прокладывать инженерные сети? В нашем Генплане мы увязывали темпы строительства жилья и социальных объектов. Но и то 90% наших планов сегодня не реализуется. А если объемы строительства жилья возрастут втрое?.. Опять, как всегда, будем молчать о комплексности застройки?
- Сегодня в Киеве и так невозможно проехать без пробок. Если же предположить, что во всех жилых домах, которые планируется построить, будут жить люди, в городе, похоже, станет совсем тесно...
- 80% магистралей и транспортных узлов, особенно в центральной части города, действительно работают на пределе пропускной способности. Из первоочередных мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, которые мы разработали, не выполнено 99%! А в новой Концепции вообще не заложено программы совершенствования транспортной инфраструктуры. Нет перспективных схем транспорта, расчетов транспортных и пассажирских потоков. А протяженность линий метро даже меньше, чем в нашем Генплане. В Европе считается, что мегаполису нужно 40- 50 км на миллион населения. У нас предполагалось 40 км на миллион. А они планируют к 2025 году всего 29 км на миллион. Да сегодня уже 24 км!
- Может, прогнозируют, что на метро и в ближайшие 15 лет не будет хватать денег?
- Нет денег? И при этом они рисуют вместо мостов и линий метрополитена туннели. Например, на Троещине, где можно пройти мостом, который дешевле, зачем строить туннель? Чтоб иметь лишний проект и выбить для него деньги? И таких примеров в Концепции можно найти много.
Еще обращу внимание: авторы Концепции плакатно говорят об уменьшении дисбаланса между расселением людей и
местами приложения их труда, а сами предлагают застроить жильем 280 па про-мышленно-коммунальных территорий Троещины, где мы планировали разместить предприятия, на которых могли бы работать жители левого берега, чтоб не ездить ежедневно на правый. Район лишится территорий для размещения трамвайного и троллейбусного депо, автопарка и т.д. Сейчас на Троещине проживает 3521 тыс. человек, а согласно новой концепции, там хотят поселить еще 140-150 тыс. жителей. Это будет гигантский муравейник, население которого невозможно будет вывезти на правый берег. Не помогут даже 2 или 3 новых моста, которые «запланированы» Концепцией. Тем более, что с момента застройки Троещины не смогли еще построить и одного моста. В то же время на фоне массовой застройки инженерная инфраструктура (энерго- и водопроводные сети, канализация) фактически не увеличивается, а значит, колоссально возрастет нагрузка на имеющиеся сети, и они просто не выдержат.
- А вы предлагали строить жилье в основном в пригородах?
- Нет. 18 млн кв. м жилья мы размещали в городе, а 8 млн - в ближайшем пригороде (Петропавловская Борщаговка, Чайка, Вышгород, Ходосовка). Город не может развиваться, будучи изолированным от пригородной зоны. Киев же не пылесос, чтобы постоянно втягивать в себя новые здания и людей! Мы в Генплане предусматривали расширение границ Киева, ввели понятие «столичный округ». Это не значит, что мы забираем территорию -просто решаем вопросы совместно.
Вообще, когда я слышу, что Киев отказывается развиваться за счет территории области, я смеюсь. Скажите, а где мы будем размещать аэропорты, зоны отдыха, технопарки, мусороперерабатывающие заводы, кладбища?
Пора отказаться и от застройки свободных внутриквартальных территорий. Нужно выходить за границы Киева. А настраивать в городе такое количество жилья, как задумано, не нужно. К тому же цифры у разработчиков постоянно «пляшут». То они хотят построить 38 млн кв. м жилья, то 49. Мало того, в одном варианте показывают дома в парковой зоне Троещины на берегу Десенки, в другом - не показывают. Каждый раз киевляне видят разные чертежи. А где окончательный вариант?
Но главный вопрос - зачем разрабатывать генплан сегодня? Следует прежде всего прекратить нарушать действующий Генплан, вести контроль за его реализацией и не игнорировать решения директивных органов. Ведь Кабмин четко показал, что считает целесообразным для Киева не разрабатывать новый генплан, а вести работу над действующим. 7 апреля вышло распоряжение правительства с требованием скорректировать Генплан-2020, реализация которого совершенно не проводилась. Надо проанализировать то, что делали, и доделать то, что не было сделано по плану до 2010 года. Надеюсь, новое руководство Киева разберется в этом вопросе и сделает выводы. Иначе Киеву грозит экологический, транспортный и инженерный коллапс, а это уже вопрос безопасности киевлян.
ДОРОГИ И ТРАНСПОРТ
Как должен был обновляться Киев по Генплану
2008 год
■ Должны были достроить участок Окружной дороги от Минского шоссе до ул. Богатырской
■ Должны были закончить новую транспортную развязку на Московской пл.
2009 год
■ Должны были построить Подольский мост от ул. Межигорской до б-ра Перова
I Должны были пустить трамвай от пр.
Отрадного до ул. Симиренко I Должны были пустить троллейбусы по
ул. Трутенко и Акад. Вильямса (от
Амурской пл.)
2010 год
■ Должны были расширить Шулявский мост
■ Должны были построить второй Жу-лянский путепровод
I Должны были закончить строительство многоуровневых транспортных развязок на Почтовой пл., на Ленинградской пл., на пересечении пр. Ватутина с пр. Маяковского
■ Должны были обновить полотно, ограждение, станции и вагоны скоростного трамвая от ул. Старовокзальной до Кольцевой дороги и до ул. Симиренко
■ Должны были пустить трамвай от ул. Пражской до ул. Бориспольской (часть пути-в туннеле)
■ Должны были открыть троллейбусные маршруты по Харьковскому шоссе, по ул. Привокзальной и от Ленинградской пл. до Дарницкого ж/д вокзала
Что уже должно было строиться:
■ Новая Окружная дорога - 2 года
■ Расширение Большой Окружной дороги до 8-10 полос-2 года
■ Расширение пр. Московского до 8 полос - 2 года
■ Строительство путепровода от пр. Отрадного до ул. Народного Ополчения - 2 года
Куда не поехало метро
Должно было начаться строительство шести станций метро на Троещину (Левобережная линия) от ст. «Милославская» до ст. «Пр. Ватутина». Срок - 3 года
В 2010 году должен был открыться вход на ст. «Львівська брама»
В 2010 году должны были сделать второй выход на ст. м. «Вокзальная»
Должно было начаться строительство пяти станций метро наТроещину
(Подольско-Воскресенская линия), от ст. «Глыбочицкая» до ст. «Радужная». Срок - 3 года
Три новые станции метро Куреневско-Красноармейской линии
(«Демеевская», «Голосеевская», «Васильковская») должны были открыть в 2009 году
В 2010 году должны были начать строительство трех станций метро от ст. «Васильковская» до ст. «Теремки». Срок строительства - 3 года
СКОЛЬКО ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПОСТРОИТЬ С 2001 ПО 2010 ГОД И СКОЛЬКО ПОСТРОИЛИ...
...детских садов
На 8217 мест (это около 26 крупных детсадов по 320 мест). Построили на 1530 мест (5 детсадов).
План выполнен на 19%.
...школ
На 32 400 мест (19 крупных школ на 1700 учеников). Построили на 8660 мест (5 школ).
План выполнен на 27%.
...поликлиник
На 9400 посещений. Построено на 3465 посещений.
План выполнен на 37%.
...больниц
На2510койко-мест. Построено на 800 койко-мест.
План выполнен на 32%.
Александра Р0МАНЮК