Когутич, Т. Синяя птица живет на Троещине : Л. Гиптенко спасаeт свою родину от застроек искусством

Когутич, Татьяна. Синяя птица живет на Троещине : Леся Гиптенко и ее дети спасают свою малую родину от застроек с помощью народного искусства // Киевские ведомости. - 2010. - 11 март. (№ 36). - С. 1, 6-7 : фото, мал.
 
Синяя птица живет на Троещине
 

Леся Гиптенко и ее дети спасают свою малую родину от застроек с помощью народного искусства

Впервые киевлян поразили их соломенные кони и птицы из травы — пани Леся и ее дети: Роман, Марина, Михаил и Тарас — представили их на творческом вечере бандуристки Татьяны Лободы прошлой осенью. К Рождеству семья Гиптенко пополнила свою коллекцию огромным туром Добротвором и показала его общественности.

ТУР, ВОЗРОЖДЕННЫЙ ИЗ ПЕПЛА
alt

На протяжении месяца, пока тур находился в Музее Ивана Гончара, многие совершали сюда настоящее паломничество, чтобы сфотографироваться с таким чудом.
— Это знаменитое животное, похожее на быка, было одним из самых сильных на Земле и водилось именно в степях Украины, но потом исчезло. В ХХ веке немцы пробовали с помощью селекции возродить его, но ничего не вышло. Тур так и не был «воскрешен». Но он до сих пор живет в украинских мифах и фольклоре, поэтому мы решили его воссоздать. Тур — символ Украины, того, что и она когда-то возродится в доброте, могуществе и духовности, — рассказывает Михаил Гиптенко. Он занимается веб-дизайном и помог найти в Интернете материал о туре — ведь информации об исчезнувшем животном почти нет: семья просмотрела тысячи рисунков, пока нашла подходящий образ для своего Добротвора.
А уж как удивляли зрителей птицы! Их иначе как райскими не назовешь, сами имена чего стоят: «Білоптах», «Провісниця», «Розкішниця», «Синій птах»...
И каждому пораженному этой рукотворной красотой посетителю выставок дети и сама пани Леся говорили: в таком раю на троещинских лужках мы и жили, пока здесь не построили сначала заправку, а затем высотку...
— Сколько мы ни протестовали: собирали подписи у жильцов, засыпали письмами мэрию, нанимали юристов и устраивали бойкоты застройщикам — нас никто не слушал. Теперь вот перешли с юридического на язык искусства. Может, хоть так столичные власти поймут, чего они лишили троещинцев, осушив реки и озера, завалив строймусором зеленые троещинские лужки, — говорит Леся Гиптенко.
К СОЛНЦУ СО СТИХАМИ ШЕВЧЕНКО...
В этой семье (пани Леся воспитывает пятерых детей: Тараса, Михаила и Марию — у бедняжки уже 19 лет тяжелый паралич — и детей покойной родной сестры талантливой художницы-вышивальщицы Оксаны Гиптенко-Ткаченко — Романа и Марину) троещинские лужки называют не иначе как своим маленьким раем.
Дело в том, что здесь прошли их лучшие годы. На протяжении многих лет каждое утро начиналось с доброй традиции, учрежденной мамой Лесей: все просыпались на рассвете и, босые, шли на луга — купаться в росе и встречать солнышко. Читали православные молитвы и поэзию Тараса Шевченко. Пани Леся говорит, что в те годы из-за такой практики ее дети вообще не болели.
Ребята проводили на лугах все свободное время. Здесь проходила большая труба: на ней можно было сидеть и наблюдать за ящерицами. Тарас настолько с ними подружился, что узнавал «в лицо» и давал клички. Кого только ни приносили в гости на 11-й этаж увлеченные дети, а потом возвращали накормленными и излеченными в лоно родной стихии.
Возле самого дома находилось небольшое озерко, где водились бобры, ондатры, тритоны: дети с большим интересом познавали их жизнь и сами учились жить в гармонии с окружающим миром. Каждый год на лужки прилетали аисты, иногда насчитывали до 40 птиц. Из окон квартиры они напоминали разбросанный по полю хор из мужчин во фраках. Однажды братья подобрали слабого молодого журавлика и выходили его. Не единожды спасали птичьи гнезда и больных животных (одного ежа лечить помогал семейный кот Дымко).
В зарослях вербы водились птицы — за ними ребята тоже наблюдали с детства. Пани Леся научила детей вести домашнюю Красную книгу: записывать туда истории о знакомых и друзьях с лужков. Иногда эти истории превращались в целые рассказы, которые печатались в детском журнале «Соняшник» и с которыми ребята не раз становились призерами международных конкурсов тематических детских произведений.
РАДУГИ, КАК СТРЕЛЫ НЕБЕСНЫЕ
Впервые на этот тихий рай замахнулись около шести лет назад. Сначала зимой начали рубить красивейшие деревья, защищать которые ринулись возмущенные люди. Потом намыли песок и высушили озеро. Следующей зимой снова начали вырубать деревья: маленький Тарас, увидев это, побежал фотографировать варварство, но у него отобрали фотоаппарат и засветили половину пленки.
— Видели бы вы, как растерялись бедные бобры: они не знали, куда деваться. А с журавлями что было: они возвращались сюда каждую весну, танцевали здесь, ловили жаб... — рассказывает Тарас. — И вдруг прилетели, а сесть некуда: везде строительные краны. Помню, один журавлик завис в полете над этими кранами, не зная, куда ему садиться: нет больше ни речушки, которая здесь текла, ни его знакомого болотца — ничего. Только железо и пески...
Невмоготу было ребятам оставаться в стороне от происходящего надругательства над природой. Поэтому братья и сестра Гиптенко-Ткаченко начали собирать подписи у дворовых ребят и их родителей под письмом протеста против строительства здесь АЗС. Письмо направили в мэрию и предложили обустроить на лужках вместо заправки дендропарк — с детскими игровыми и спортивными площадками, клубом юннатов, центром народного творчества, чтобы все могли плести из лозы, травы и соломы, резать по дереву... Дети пытались доказать, что в этих лужках — вся их жизнь, добрая, чистая, и если отобрать эти луга, не останется альтернативы, кроме как бутылка пива и сигареты в дворовой подворотне...
Тогда, вспоминает пани Леся, не только жильцы, дети, а само небо стало в защиту троещинских лужков. В день, когда бульдозеры укатали последние намывные пески, из-под насыпи, образовавшейся на месте водоема, прямо в небо вырвалось три радуги. Они были как Божье знамение, как свидетельство солидарности Природы с нами, — говорит Леся Михайловна и показывает снимок из семейного альбома, где запечатлено это чудо: ребята сидят за кухонным столом, а за окном за их спинами — три радуги. — После этого случилось невероятное: строительство приостановили... В Киеве было много прецедентов, когда жильцы восставали против постройки автозаправок у дома, но ни один случай не решился в пользу протестующих киевлян. Но в нашем случае строительство таки остановили: оказалось, что земля под застройку была получена незаконно. Эта победа отозвалась позитивом даже в равнодушных сердцах... Увы, в прошлом году нежданно — негаданно появились новоиспеченные хозяева земли и здесь таки возвели заправку.
Видя все это, пани Леся с детьми и решили высказать свое очередное «нет» застройке. Ребята собрали травы с лугов и сделали свою знаменитую коллекцию сказочных птиц и животных. Ведь скоро даже травы перестанут расти на троещинских лужках: с тех пор, как здесь ведут строительство, луга постепенно превращаются в свалку. Сюда свозят строймусор, а поздней осенью поджигают пустырь вместе с душистыми травами и птичьими гнездами в них....
— Мы хотели этой коллекцией поднять вопрос о человеческой бездумности, чести и совести, напомнить о незаконном строительстве, о беззащитности не только наших братьев меньших, но и самих нас, — говорят юные защитники своей малой луговой троещинской родины. — Мы считаем, что демократия должна защищать интересы людей. А они в том, чтобы быть здоровыми — физически и духовно. Поэтому нам необходимо делать все, чтобы сберечь каждую речушку, каждое озерцо, кусочек еще не отравленной земли... Ведь в них — здоровье нации. И лучше жить рядом с живой природой и набираться здоровья из росы и земли, чем при случае получать стандартный набор прививок с «гуманитарки» от очередного гриппа.

Музыканты, поэты, экстремалы


Близкое знакомство с семьей пани Леси мало кого оставит равнодушным. Может, в моих словах много пафоса — но таким женщинам и таким семьям нужно ставить памятники. Или хотя бы учиться, как правильно строить свои родовые гнездышки.

ПО ПРОФЕССИИ Леся Михайловна — педагог, но не преподает она уже около 20 лет, с тех пор, как слегла доченька Мария — мать постоянно находится возле нее, переносит все кризисы болезни и радуется временным облегчениям. Но, глядя на остальных детей пани Леси, понятно, что свой учительский талант она на все 100% вложила в них. Каждый — сформированная творческая личность. Вот 15-летний Тарас. Ему всегда хотелось попробовать себя во всем, что касается народных промыслов, будь то плетение из соломки или бисера, писанкарство или гончарство... Парень мечтает создавать в будущем оригинальные коллекции одежды с использованием элементов народной культуры. Его 18-летний брат Михаил свой творческий потенциал проявляет в общении с интеллектуальной техникой: он — мастер по компьютерной графике и анимации, будущий веб-дизайнер. А еще очень любит музыку и поэзию. Миша увлекается литературным переводом и, помогая маме, перевел на украинский «Белый клык» Джека Лондона и произведения Джеральда Дарелла.
17-летний Роман Ткаченко в детстве поражал всех актерским мастерством: у парня очень редкий тембр голоса. Потом увлекся паркуром и экстремальным туризмом. У Романа — дар понимать, чувствовать и любить людей. Видя муки старшей парализованной сестрички Марии, всегда говорил, что будет реабилитологом. А нынче заканчивает военный лицей имени Ивана Богуна и готовится изучать психологию в военном институте при КНУ имени Т. Шевченко. А его 15-летняя сестра Марина в детстве хотела стать «царевной всех зверей»: она очень любит природу. Кроме того, девушка участвовала в археологических и фольклорных экспедициях, она — победительница конкурса на лучшие «дразнилки» и является соавтором одноименной детской книжки. Любит путешествовать, учит итальянский язык (на досуге переводит народные сказки), а еще обожает воду и плавание (даже перешла в другую школу с большим бассейном, чтобы заниматься плаванием профессионально). Но самая заветная мечта девушки — возродить конную славу Украины. Ее прадед разводил арабских скакунов, и Марина хочет заниматься селекцией этих благородных животных.
Кроме всего прочего, все дети окончили музыкальную школу по классу бандуры, Тарас играет еще на дрымбе и бас-гитаре, а Марина — на свирели.



alt
function formsubmit(f) { e = f.email.fio if(e=="") { alert("Поле \"Имя\" пустое!"); return false; } e = f.email.value if(e=="") { alert("Поле \"E-mail\" пустое!"); return false; } if(!e.match(/.+@[a-z0-9\-\.]+\.[a-z]+/)) { alert("Некорректный e-mail!"); return false; } e = f.email.txt1 if(e=="") { alert("Пустой текст!"); return false; } return true; }

 

 
Знайшли помилку у тексті?
Будь ласка, виділіть її  та натисніть Ctrl + Enter